Новости Свердловской областиОбщество

Учитель за рубежом: как уральский педагог осваивается в Узбекистане

Как проходит культурно-просветительская работа, что берут педагоги в командировку, и как их встречают дети — своими путевыми заметками поделилась Галина Литвиненко, учитель русского языка и литературы из Екатеринбурга, участница форума классных руководителей, которая в этом году присоединилась к проекту «Российский учитель за рубежом».

Начало

В одной из соцсетей мы с коллегой из Миасса узнали о проекте минпросвещения «Российский учитель за рубежом». Он работает с 2017 года. Каждому из нас хотелось тоже принять участие, и каждому было страшно, тогда договорились, что оба подадим заявки — ведь, как известно, «вместе весело шагать по просторам…».

В этом учебном году в проекте участвуют 350 педагогов из 49 регионов страны. Учителя работают во Вьетнаме, Киргизии, Монголии, Сербии, Таджикистане, Узбекистане и Турции. Преподают общеобразовательный предметы на русском и сам русский язык, готовят учеников к олимпиадам и конкурсам, проводят культурно-просветительские мероприятия.

Дружелюбные змеи и скорпионы

Подготовка к новой жизни началась в середине августа. Справка для выезжающий за рубеж №82У вызывала недоумение в большинстве муниципальных поликлиник. Выдали только в платной. Медики на осмотре с интересом меня расспрашивали о поездке и сами вспоминали о своих визитах в Узбекистан. 

Потом несколько онлайн бумажек, памятка для гостей Узбекистана, где больше всего впечатлили пункты про «добросердечное отношение белых змей к русскоговорящим туристам», и способах уничтожения скорпионов: от тапка до сжигания над свечой.

Учебный год в Узбекистане начинается 5 сентября. В Москве мы получили ноутбуки, сотовые телефоны с сим-картой страны пребывания и рюкзак для перевозки этого добра.

Первого сентября в созданном чате учителей русского языка появилось волнение по поводу билетов, методических материалов, но больше всего было единения, поддержки и оптимизма — мы понимаем, что у всех нас впереди так много неизвестного. 

Ташкент

4 сентября, 3 утра. Мы в Ташкенте, как первые люди в космосе. Сим-карты испугались работать на чужбине и лишили нас связи, незнание языка привело в отчаяние, но больше всего поразило отсутствие встречающих. На вопрос местных таксистов (кстати, на русском языке) куда нам ехать, мы абсолютно честно отвечали, что не знаем. Воспользовавшись добротой и wi-fi одного из таксистов, крикнули о помощи всем, кто был в записной книжке. Ее «жители» сладко спали. И тут в толпе показался ОН — человек, ищущий Галину и Данилу — наш спаситель, наш встречающий, который больше часа искал нас у аэропорта. Через два часа, когда мы уже спали в общежитии для педагогов, проснулась «записная книжка». Всех напугали, успокоили, поблагодарили. Вот так началось наше путешествие!

Потом был прекрасный Ташкент и парк развлечений, ужин у поющего фонтана, прогулка и настораживающие фразы более опытных коллег: «наслаждайтесь цивилизацией», «город вы не скоро увидите». Купили онлайн билеты на поезд до города Термез.

Кумкурган

Мы, наконец, в Сурхандарьинской области. Везут к местам пребывания и работы. Очень волнительно. Учителя оказались на расстоянии 25-50 км друг от друга. Я живу и работаю в городе Кумкурган. Здесь, как пишут в справочниках, 21 тысяча жителей.

Пятиэтажная новостройка с новой мебелью, посудой, техникой (плита, холодильник, стиральная машинка, утюг, телевизор, wi-fi-роутер) и изобилием ковров. В одно окно слышно кукарекание петухов, в другое — мычание коровок. Занимаюсь благоустройством новой квартиры, всегда мечтала заехать в новостройку.

Представьте, что в ваш район по культурному обмену прилетело НЛО. Примерно так на меня смотрят местные жители. О многих вещах задумываешься, оказавшись на месте героя песни Стинга «Englishman in New York». За некоторые поступки и слова становится стыдно. Термин «гастарбайтер» зазвучал иначе.

Проспала до обеда. Позвонил методист и пригласил поесть в компании сотрудников районо. Главная мысль дня: «Я не могу больше есть».

Здравствуй, школа!

Еду в школу проводить «Урок дружбы». Все бы хорошо, но мероприятия нужно снять на видео и сделать фото. Как вести урок с селфи-палкой в руках, мне пока не понятно.

Школа огромная — около 1300 учеников. Несколько дней учила верное произношение приветствия «Ассалом алейкум», но родное «Здравствуйте» в последний момент побеждает. Все сотрудники школы благосклонно отвечают «Здравствуйте!». Спасибо им за это (это единственное русское слово, которое они знают).

Дети — самое прекрасное в этом проекте. Не думала, что так соскучусь по ученикам. Хочется скорее к доске, что-нибудь рассказать, провести урок. Как всякий современный учитель, для «Урока дружбы» я подготовила презентацию, наивно полагая, что в 21 веке во всех кабинетах любой школы должен быть проектор и все необходимое. Пока администрация моей новой школы думала, что такое проектор, я пошла послушать урок русского языка в 11 классе.

Завидую белой русской завистью работоспособности и старанию узбекских учеников. Специальных учебников не так много, но тот, по которому они занимаются, показался мне очень сложным. С некоторыми заданиями, я уверена, не справились бы даже носители языка. Кто из вас, дорогие читатели, сможет найти в тексте по три примера словосочетаний с тремя видами подчинительной связи? Браво местным учителям. Кстати, их уровень владения русским С1, выше только С2. Моя миссия здесь — помочь, но я бы с удовольствием поучилась методике у них.   

Где наша не пропадала!

Поскольку ты оказываешься в незнакомом месте совершенно один, то, как Робинзон, быстро учишься выходить из неожиданных сложных ситуаций.

Такси к моему дому не ездят, методиста беспокоить неловко, а плечики для одежды сами себя не купят. Я решила, что схожу в ближайший супермаркет сама, по навигатору. 36 градусов жары и столько же минут в пути не пугают суровую уралочку! Несколько раз телефон перегревался, и навигатор жалобным голосом просил вернуться домой. Местные жители наконец ко мне привыкли и перестали столбенеть при моем появлении. После удачных покупок организм вслед за телефоном и здравым смыслом решил все-таки ехать на машине. Вытянув руку на обочине, я поняла, что не знаю своего адреса. Хорошо, что в телефоне было видео с моим домом, нашла хорошего человека, немного владеющего русским и «Дэу Нексия». Он сказал: «Поехали!» Дорога обошлась в 5000 сум — это 27 рублей.

Один раз настолько хорошо поздоровалась с женщиной на улице, что, приняв меня за знатока, она быстро со мной заговорила на узбекском. Фраза «я ничего не понимаю» очень ее удивила. В местных магазинах пакетированный чай продают поштучно. Дав понять жестами, что мне нужна целая пачка, стала звездой киоска. Такие мажоры сюда заходят нечасто, ведь даже в России любители чая предпочитают заваривать его листочками.

Лишь на днях выяснила, что все это время горячая вода в ванной моей квартиры пряталась под личиной холодной. То есть из синего крана текла сначала ледяная, и только потом горячая. Маленькое, но очень большое открытие: ведь до этого я мыла голову в раковине на кухне, что совершенно и категорически не войдет в список моих любимых занятий в этой стране.

­­­P.S. Утро. Хочу на работу, жду методиста. Ему не понять, а я к детям по горячему песку бы побежала! Учитель — это немножко диагноз. Нельзя нам долго на месте сидеть, молчать вообще противопоказано, а уж если за день никому ничего не объяснить, так и вовсе зачахнуть можно. Жалуемся, конечно, но это мы так, по общей людской привычке.

Источник: Уральский рабочий

Похожие новости

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»